Безопасность        30.03.2024   

Новые возможности для оверклокинга также. Оверклокинг: что это? Режим оверклокинга. Выгоды и риски

На дворе зима 2010. В стране, да и во всём мире до сих пор экономический кризис. Некоторые сидят без работы в ожидании чуда, а большинство стали экономить денежные средства. Но при этом очень много людей продолжают проводит свободное время за компьютерными играми. Да и кроме этого иногда архивируют данные, кодируют видео и т.д. С каждым годом игры и программы становятся более требовательны к ресурсам компьютера. И вот, вдруг, новая и долгожданная игра стала тормозить. А денег на новый компьютер или апгрейд нет. Что тогда делать? Правильно, позвать на помощь overclocking.

Разгон, оверклокинг (от англ. overclocking) — повышение быстродействия компонентов компьютера за счёт эксплуатации их в форсированных (нештатных) режимах работы.

В данной статье я хотел бы поведать Вам, что оверклокинг — это не только хобби, спорт или простое занятие ерундой, но и еще способ экономии денег, которых и так не хватает большинству людей.

Вы наверно скажете: « Разгонять опасно, компьютер может выйти из строя». Но ничего опасного в оверклокинге нет, если правильно подходить к делу. Суть оверклокинга заключается не только в повышении частоты компьютерных комплектующих, но и в тестировании на стабильность уже разогнанного железа. По сути, для обычного и повседневного разгона дополнительных вложений не требуется. Конечно, на кулере, шедшем в комплекте, процессор сильно не разгонишь, но и ставить рекорды мы не собираемся. Получается, что с помощью оверклокинга вы получаете более производительный компьютер за те же самые деньги. Но в моей статье будет использоваться альтернативное охлаждение для процессора и видеокарты, так как комплектные BOX-кулеры шумны и малоэффективны для покорения больших частот. Хотя, в некоторых случаях, производители процессоров и видеокарт оснащают свои изделия более качественными системами охлаждения.

Конфигурация тестового стенда

  • Процессор: Athlon II x2 240 АМ3 2,8 ГГц
  • Система охлаждения процессора: Thermaltake Big Typhoon 120 мм
  • Материнская плата: МВ Gigabyte MA-790FX-DQ6
  • Память: DDR2 Hynix 2 х 2 Gb 800 МГц 6-6-6-18-24-2Т 1,8 В
  • Видеокарта: BFG GeForce 8800 GT 512 Мб
  • Система охлаждения видеокарты: Zalman VF 1000
  • Жесткий диск: Seagate 250 Gb SATA
  • Блок питания: FSP 450 Ватт PNF
  • Привод: DVD +RW NEC SATA
  • Монитор: BenQ G 900 (19 дюймов, 1280х1024, DVI / VGA)

Разгон и тестирование проводилось на открытом стенде для лучшего охлаждения компьютерных комплектующих.

Разгон процессора

Разгон центрального процессора — это основа оверклокинга. От частоты процессора зависит очень много: скорость кодирования и архивирования данных, число fps в играх, скорость работы программ и прочее. Большинство процессоров разгоняются на 20-30 % от номинала на обычном охлаждении, некоторое на 50 и более процентов. В данной статье за основу взят процессор компании AMD — Athlon II x2 240.

Процессор AMD Athlon II x2 240 имеет номинальную частоту 2800 МГц, объём L2 кеша составляет 2 Мб, а выделяемая мощность не превышает 65 Вт. Данный процессор при напряжении 1,47 Вольта разогнался до 3714 МГц. Северный мост чипсета материнской платы и шина HT Link функционировали на частоте 2650 МГц. При этих частотах процессор проходил тесты стабильности Linxp и ОССТ . В итоге, разгон составил 33 % от номинальной частоты. Довольно хороший результат для процессора стоимостью 2000 рублей!

Разгон оперативной памяти

В отличие от процессора, разгон оперативной памяти не даёт такого большого прироста производительности. К тому же, разгон памяти не заключается только в повышении частоты, очень сильно на производительность влияют тайминги. И это не все подводные камни разгона оперативной памяти: частота памяти зависит от частоты процессора или тактового генератора.

При номинальной частоте памяти в 800 МГц разгон составил 10,5 %, то есть 884 МГц. Тайминги при этом уменьшил до 6-5-5-15-20-2Т вместо положенных 6-6-6-18-24-2Т. Напряжение пришлось поднять до 2,05 Вольта. При понижении таймингов также возрастает производительность.

Разгон видеокарты

Разгон видеокарты не отнимает много времени. Надо всего лишь установить программу для разгона, например Riva Tuner . Довольно удобная программа даже для новичка. У видеокарты можно изменять 3 частоты сразу: частоту графического чипа, частоту шейдерного домена и частоту памяти. Естественно, чем выше эти частоты, тем производительнее становится видеокарта. Но при этом не надо забывать про температуру графического чипа. При разгоне она может резко возрасти. Желательно поставить дополнительный вентилятор напротив видеокарты, а еще лучше заменить стандартное охлаждение на альтернативное.

Итак, приступим к разгону видеокарты. В моих руках оказался «легендарный» продукт от компании NVIDIA — GeForce 8800 GT . Легендарен он тем, что до сих пор является отличным решением по соотношению цена/производительность в сегменте недорогих видеокарт. Приведу краткие характеристики данной видеокарты:

  • Частота ядра: 600 МГц
  • Частота универсальных процессоров: 1500 МГц
  • Количество универсальных процессоров: 112
  • Количество текстурных блоков — 56, блоков блендинга — 16
  • Эффективная частота памяти: 1.8 ГГц (2*900 МГц)
  • Тип памяти: GDDR3

Стандартную систему охлаждения я поменял на довольно производительный видеокулер Zalman VF 1000. В итоге, частоту графического ядра удалось поднять с 600 до 743 МГц (23%), частоту шейдерного домена с 1500 до 1861 МГц (24%), а память с 1800 до 2100 МГЦ (17%). Довольно неплохой результат для данной видеокарты.

В итоге, средний процент разгона всех комплектующих (процессора, памяти и видеокарты) составил 21 %.

Тестирование

В тестировании будет участвовать две системы:

  1. Default system — компьютерные комплектующие на номинальных частотах;
  2. OC system — на повышенных частотах.

Тестирование проводилось при разрешении 1280х1024 в следующих бенчмарках и играх (качество высокое, полноэкранное сглаживание 2х):

Синтетические тесты:

  • Super Pi
  • EVEREST Ultimate Edition CPU Queen
  • WinRAR

Довольно хороший тест для оценки производительности процессора и памяти. Прирост производительности составляет 30%.

И вновь этот синтетический тест нагружает только центральный процессор и видеокарту. Прирост от разгона составил около 33%.

В тесте на скорость архивирования файлов производительность компьютера увеличилась на 16%. «Мелочь», а приятно.

В самом популярном игровом бенчмарке разница между системами 25%. Этот тест нагружает полностью всю систему. А также является отличным способом для проверки стабильности разогнанного железа.

Отличный игровой тест для процессора и памяти. Видеокарту нагружает не слишком сильно. Прирост производительности в этом тесте на уровне 20%.

«Брат» предыдущего теста, но уже ориентирован на загрузку видеоядра. Разница в производительности 25%.

В данной игре прирост аналогичен предыдущему — около 25%.

Данная игра очень требовательна к ресурсам процессора, поэтому от разгона именно процессора появляется значительный прирост! 50% прироста - это вам не шутки.

И в этом тесте прирост тоже довольно большой, около 30%.

В последней части всем известного шутера прирост составил 22,5%.

А в популярном симуляторе раллийных гонок разница около 17%.

Выводы

Сегодня я вам пытался поведать, что оверклокинг — это очень хороший способ сэкономить кровно заработанные деньги. И что же мы получили? На разгон всех комплектующих и проверку на стабильность у меня ушло несколько часов. Этот совсем немного. Зато при этом я получил в среднем 26,3 % прироста производительности в синтетических тестах и 26,8 % в играх. Если учитывать, что представленный системный блок стоит около 20 000 рублей, то, если бы мы хотели достичь такой же производительности на компьютере классом выше, мы бы потеряли более 5200 рублей. А зачем терять? Немного труда — и лишние деньги на руках. Довольно существенная экономия, даже если учитывать то, что я потратил около тысячи рублей на альтернативную систему охлаждения.

Понятие оверклокинга появилось в обиходе пользователей еще с тех пор, как возникли первые компьютеры. Несмотря на давность происхождения этого термина, далеко не все современные пользователи четко понимают все аспекты и нюансы оверклокинга. Что это такое в нынешней трактовке, далее и попытаемся разобраться. После прочтения данного материала многие из тех, кто хочет заняться такими действиями, сможет их выполнить без особого ущерба для компьютерной системы. Однако для этого сначала необходимо выяснить, каковы сами выполняемые действия и риски, с ними связанные.

Что значит оверклокинг в общей трактовке?

Вам будет интересно:

Сам термин происходит от английского слова overclocking и означает разгон какого-то оборудования в виде установленных «железных» компонентов с целью повышения быстродействия всей системы в целом. При этом в режиме оверклокинга оборудование начинает работать не с использованием штатных параметров, а с их превышением. За счет чего это достигается? Если кто не знает, любой компонент системы как бы имеет запас прочности, то есть позволяет установить для его работы повышенные значения той же частоты и напряжения, за счет чего, собственно, и достигается обеспечение более высокой производительности.

На протяжении развития всего рода человеческого, нашими неотъемлемыми спутниками были камни. Топоры, наконечники стрел… пирамиды в конце-концов! Один кремний чего стоит - ведь именно благодаря ему мы раздобыли огонь. Пускай не так давно, но уже во имя развития компьютерной индустрии в "бронзовом" веке люди решили терзать свои "камни" опять. С чего все началось, мы даже думать боимся. То ли еще с древних Z80, то ли поздней, на серии 286/386 процессоров, в какой то момент некая группа народа открыла для себя новое увлекательное занятие, вернее, стала основателем нового направления - оверклокинг . Слово, собственно говоря, не наше, с английского переводится как "раскрутка". У нас определение приняло немного иной вид - разгон , то есть повышение производительности. О том, что это такое и как оно происходит, мы поведаем в данной статье.

С чего началось

В те славные годы, когда цены на компьютерные комплектующие буквально зашкаливали, процессоры поддавались разгону не так-то просто. Если сейчас разогнать компьютер не составляет практически никакого труда - наличие клавиатуры и соответствующего программного обеспечения позволяют сделать это буквально за несколько минут, - то тогда повышение тактовой частоты происходило с применением паяльника, перестановки джамперов и замыканием ножек у процессоров. То есть в то время разгон был доступен только избранным - смелым, самоотверженным и опытным технарям.

Но разгону поддавались не только процессоры. Следующими стали видеокарты и оперативная память, а совсем недавно энтузиасты добились повышения производительности оптической мыши.

Зачем это надо?

А, собственно, ради чего мы собрались что-то делать? Давайте сложим все плюсы и минусы, дабы понять, а так ли оно нам надо? К плюсам можно отнести следующие пункты:

  • Повышенная производительность еще никогда и ни кому не мешала. Её возрастающее количество точно предсказать нельзя, все зависит от используемых комплектующих. Например, прирост от разгона процессора при мощной видеокарте почти всегда повышает скорость в 3D-приложениях. Хотя, даже не ставя целью повышение производительности в играх, продуктивность компьютера в целом будет распространяться на архивирование, перекодировку, редактирование видео/звука, арифметические вычисления и другие полезные операции. А вот от "тюнинга" памяти выигрыш, скорее всего, будет не такой большой, как от разгона процессора или видеокарты.
  • Многие понятия, с которыми вы познакомитесь в процессе оверклокинга, дадут бесценный опыт.

А вот и другая сторона медали:

  • Есть риск погубить аппаратуру. Хотя это зависит от ваших рук, качества используемых комплектующих и, наконец, умения во время остановиться.
  • Сокращение срока работы разгоняемых комплектующих. Тут, увы, ничего не поделаешь: при повышенном напряжении и весьма неслабой частоте вкупе с плохим охлаждением можно сократить срок службы "железа" раза в два. Многим это может показаться неприемлемым, но есть одна деталь: в среднем, срок работы современного процессора составляет от десяти лет. Много это или мало, каждый решает для себя сам. Мы лишь напоминаем о том, что по состоянию на сегодняшний день прогресс достиг такой скорости развития, что процессор, выпущенный два-три года назад, считается уже непозволительно устаревшим. Чего уж говорить про пять…

Основные понятия

Спроектировав процессор, производитель создаёт целую серию (линейку) с различными его характеристиками, причём зачастую на основе одного единственного процессора. Почему, вы мне скажите, на двух одинаковых процессорах различаются частоты? Неужели вы думаете, что компания, их выпускающая, умудряется программировать каждый процессор на определенную частоту? Разумеется, есть иной способ. Частота младших процессоров линейки без проблем может достигать даже старших, более того, иногда превышая его. Но со всех сторон подстерегают скрытые проблемы, одна из которых - вопрос удачного подбора "камня"... однако это уже другая история, о которой мы расскажем в следующий раз. Потому как для дальнейшего изучения материала необходимо ознакомиться со всем терминами, которые так или иначе будут фигурировать в тексте.

BIOS (Basic Input-Output System) - Элементарная система ввода/вывода. По сути, является посредником между аппаратной и программной средами компьютера. А конкретней, она представляет собой небольшую конфигурационную программу, содержащую настройки для всего "железного" содержимого вашего компьютера. В настройки можно вносить свои изменения: например, изменять частоту процессора. Сам BIOS располагается на отдельном чипе с флэш-памятью непосредственно в материнской плате.

FSB (Front Side Bus) - Системная или процессорная шина - это основной канал обеспечения связи процессора с остальными устройствами в системе. Системная шина также является основой для формирования частоты других шин передачи данных компьютера, вроде AGP, PCI, PCI-E, Serial-ATA, а также оперативной памяти. Именно она служит основным инструментом в повышении частоты CPU (процессора). Умножение частоты процессорной шины на процессорный множитель (CPU Multiplier) и обеспечивает частоту процессора.

Начиная с Pentium 4 , корпорация Intel стала применять технологию QPB (Quad Pumped Bus) - она же QDR (Quad Data Rate) - суть которой состоит в передаче четырех 64-разрядных блоков данных за такт работы процессора, т.е. с реальной частотой, например, в 200Mhz мы получаем 800Mhz эффективной.

В тоже время у некогда конкурирующих AMD Athlon передача идёт по обоим фронтам сигнала, в результате эффективная скорость передачи в два раза выше, чем реальная частота, 166Mhz у Athlon XP дает 333 эффективных мегагерц.

Приблизительно так же обстоят дела в линейке процессоров от AMD - K8, (Opteron, Athlon 64, Sempron(S754/939/AM2)): шина FSB получила продолжение, теперь она является лишь опорной частотой (тактовый генератор - HTT), умножив на которую специальный множитель мы получим эффективную частоту обмена данными между процессором и внешними устройствами. Технология получила название Hyper Transport - HT и представляет собой особые высокоскоростные последовательные каналы с частотой синхронизации 1 ГГц при "удвоенной" скорости передачи (DDR), состоящих из двух однонаправленных шин шириной 16 бит. Максимальная скорость передачи данных составляет 4 Гбит/с. Также от тактового генератора формируется частота процессора, AGP, PCI, PCI-E, Serial-ATA. Частота памяти получается от частоты процессора, благодаря понижающему коэффициенту.

Джампер представляет собой некий "замыкатель" контактов, собранный в миниатюрном корпусе. В зависимости от того, какие именно контакты на плате замкнуты (или какие не замкнуты), система определяет собственные параметры.

Процессор

Процессорный множитель (Frequency Ratio/Multiplier) позволяет добиться необходимой нам итоговой частоты процессора, оставляя при этом частоту системной шины неизменной. В настоящий момент во всех процессорах Intel и AMD (кроме Athlon 64 FX, Intel Pentium XE и Core 2 Xtreme) множитель является заблокированным, по крайне мере в сторону увеличения.

Процессорный кэш (cache) - небольшое количество очень быстрой памяти, встроенной непосредственно в процессор. Кэш оказывает значительное влияние на скорость обработки информации, так как хранит в себе данные, выполняющиеся в данный момент, и даже те, которые могут понадобиться в ближайшее время (руководит этим в процессоре блок предвыборки данных). Кэш бывает двух уровней и обозначается следующим образом:

L1 - кэш первого уровня, наиболее быстрый и менее емкий из всех уровней, непосредственно "общается" с процессорным ядром и чаще всего имеет разделенную структуру: одну половину под данные (L1D ), вторую - инструкции (L1I ). Типичный объем для AMD S462 (A) и S754/939/940 процессоров составляет 128Kb, Intel S478\LGA775 - 16Kb.

L2 - кэш второго уровня, в котором находятся данные, вытесненные из кэша первого уровня, является менее быстрым, но более емким. Типичные значения: 256, 512, 1024 и 2048Kb.

L3 - в настольных процессорах применялся впервые в процессоре Intel Pentium 4 Extreme Edition (Gallatin) и имел емкость в 2048Kb. Также уже довольно давно нашел себе место в серверных CPU, а вскоре должен появится в новом поколении процессоров AMD K10.

Ядро - кремниевый чип, кристалл, состоящий из нескольких десятков миллионов транзисторов. Он, собственно, и является процессором - занимается выполнением инструкций и обработкой поступающих к нему данных.

Процессорный степпинг - новая версия, поколение процессора с измененными характеристиками. Судя по статистике, чем больше степпинг, тем лучше разгоняется процессор, хотя и не всегда.

Наборы инструкций - MMX, 3DNow!, SSE, SSE2, SSE3 и т.д. Начиная с 1997 года, с внедрением кампанией Intel первой в истории процессоростроения инструкции MMX (MultiMedia eXtensions), оверклокеры получили еще один способ увеличения производительности. Эти инструкции являются ничем иным как концепцией SIMD (Single Instruction Many Data - "одна команда - много данных") и позволяют ни много ни мало обработку нескольких элементов данных посредством одной инструкции. Сами по себе они, разумеется, не повысят скорость обработки информации, но с поддержкой этих инструкций программами определённый прирост отмечается.

Техпроцесс (технология изготовления) - наряду с различными оптимизациями, проводимыми с каждым новым степпингом, уменьшение техпроцесса является наиболее действенным способом по преодолению границы разгона процессора. Обозначается странным буквосочетанием "мкм", "нм". Пример: 0.13\0.09\0.065мкм или 130\90\65нм.

Socket (Сокет) - Тип разъема процессора для установки процессора в материнскую плату. Например, S462\478\479\604\754\775\939\940\AM2 и т.п.

Иногда кампании-производители наряду с числовым наименованием используют буквенные, так например S775 - он же Socket T, S462 - Socket A. Такая видимая путаница может немного дезориентировать начинающего пользователя. Будьте внимательны.

Память

SDRAM (Synchronous Dynamic Random Access Memory) - система синхронизации динамической памяти с произвольным доступом. К данному типу относится вся оперативная память, применяемая в современных настольных компьютерах.

DDR SDRAM (Double Data Rate SDRAM) - Усовершенствованный тип SDR SDRAM с удвоенным количеством данных передаваемых за такт.

DDR2 SDRAM - дальнейшее развитие DDR, позволяющее достичь вдвое большую частоту внешней шины данных по сравнению с частотой микросхем DDR при равной внутренней частоте функционирования оных. Вся управляющая логика ввода/вывода работает на частоте, в два раза меньшей скорости передачи, то есть эффективная частота в два раза выше реальной. Производится по более тонкому 90-нм техпроцессу и наряду со сниженным номинальным напряжением до 1.8V (с 2.5V у DDR) потребляет меньше энергии.

Реальная и эффективная частота памяти - с появлением DDR и DDR2 памяти в нашу жизнь вошло такое понятие как реальная частота - это частота, на которой работают данные модули. Эффективная же частота - это та, на которой память работает по спецификациям стандартов DDR, DDR2 и других. То есть с удвоенным количеством передаваемых данных за такт. Для примера: при реальной частоте DDR 200Mhz эффективная составляет 400Mhz. Поэтому в обозначениях она чаще всего значится как DDR400. Данный фокус можно рассматривать не более чем маркетинговый ход. Таким образом, нам дают понять, что, раз данных за такт передается в два раза больше, значит, и скорость в два раза выше… что далеко не так. Но для нас это не столь важно, не стоит углубляться в дебри маркетинга.

Реальная частота, MHz Эффективная частота, MHz Пропускная способность, Mbps
100 200 1600
133 266 2100
166 333 2700
200 400 3200
216 433 3500
233 466 3700
250 500 4000
266 533 4200
275 550 4400
300 600 4800
333 667 5300
350 700 5600
400 800 6400
500 1000 8000
533 1066 8600
667 1333 10600

Обозначение памяти по теоретической пропускной способности - покупая память наряду с привычными обозначениями вроде DDR 400 или DDR2 800, в нашем случае можно увидеть такие наименования как PC-3200 и PC2-6400. Все это ничто иное, как обозначение одной и той же памяти (DDR 400 и DDR2 800 соответственно), но только в теоретической пропускной способности, указываемой в Mb\s. Очередной маркетинговый ход.

Обозначение памяти по времени доступа - время, в течение которого происходит считывание информации из ячейки памяти. Обозначается в "ns" (наносекунды). Для того чтобы перевести эти значения в частоту, следует разделить 1000 на количество этих самых наносекунд. Таким образом, можно получить реальную частоту работы ОЗУ.

Тайминги - задержки, возникающие при операциях с содержимым ячеек памяти, приведенные далее. Это отнюдь не все их количество, а только самые основные:

  • CAS# Latency (tCL) - период между командой чтения и началом передачи данных.
  • tRAS (ACTIVE to PRECHARGE command) - минимальное время между командой активации и командой закрытия одного банка памяти.
  • tRCD (ACTIVE to READ or WRITE delay) - минимальное время между командой активации и командой чтения/записи.
  • tRP (PRECHARGE command period) - минимальное время между командой закрытия и повторной активации одного банка памяти.
  • Command rate (Command Rate: 1T/2T) - задержки командного интерфейса, происходящие из-за большого количества физических банков памяти. Ручной настройке поддается пока только на не Intel чипсетах.
  • SPD (Serial Presence Detect) - чип, находящийся на модуле оперативной памяти. Содержит в себе информацию о частоте, таймингах, а также производителе и дате изготовления данного модуля.

Теория

Каким именно образом мы будем превышать номинальную частоту процессора, вы уже догадались, верно? Все просто как бублик: у нас есть системная шина (aka FSB или тактовый генератор - для AMD K8) и процессорный множитель (он же коэффициент умножения). Элементарно меняем числовые значения одного из них и на выходе получаем требуемую частоту.

Для примера: мы имеем некий процессор со стандартной частотой в 2200MHz. Начинаем думать, а почему же это производитель так пожадничал, когда в этой же линейке с таким же ядром есть модели с 2600MHz и выше? Нужно это дело поправить! Существует два способа: изменить частоту процессорной шины или изменить процессорный множитель. Но для начала, если вы не имеете даже начальных знаний в компьютерной технике и не в состоянии по одному только названию процессора определить стандартную для него частоту FSB или его множитель, советую применить более надёжный метод. Специально для этого существуют программы, позволяющие получить исчерпываемую информацию по своему процессору. CPU-Z в своём сегменте является лидером, однако есть и другие. Можно с таким же успехом использовать SiSoftware.Sandra, RightMark CPU Clock Utility. Воспользовавшись полученными программами, мы можем легко вычислить частоту FSB и множитель процессора (а заодно еще кучу ранее неизвестной, но чертовски полезной информации).

Возьмем, к примеру, процессор Intel Pentium 2.66GHz (20x133MHz) на ядре Northwood.

После нехитрых операций в виде поднятия частоты FSB, мы получаем 3420MHz.

Вот оно как! Мы уже видим, как в ваших умах закопошились извилины, умножающие немыслимые числа на чудовищные коэффициенты… не так быстро друзья! Да, вы все отлично поняли: для разгона нам понадобится либо увеличение множителя, либо частоты системной шины (а лучше всего сразу, и, главное, побольше - прим. скрытой внутренней жадности). Но не все так просто в нашей жизни, палок в колесах хватает, поэтому давайте прежде, чем приступать, ознакомимся с ними.

Вам уже известно, что большинство присутствующих на рынке процессоров имеют заблокированный множитель… ну, по крайней мере, в ту сторону, куда бы нам хотелось - в сторону увеличения. Такая возможность есть только у счастливых обладателей AMD Athlon 64 FX и некоторых моделей Pentium XE. (Варианты с раритетными Athlon XP, выпущенными до 2003 года, не рассматриваются). Данные модели практически без проблем (возней с памятью и недостаточным запасом частоты FSB у материнской платы) могут гнать свои и так уже "неслабочастотные" "камни". Разблокированный множитель в этой серии процессоров есть ничто иное, как подарок пользователям, отдавшим весьма немалые деньги. Всем остальным, кто не в состоянии тратить 1000$ на процессор, следует идти (нет, отнюдь не лесом) просто другим путем…

Повышение частоты FSB или тактового генератора. Да, это и есть наш спаситель, который практически в 90% случаев является основным инструментом для разгона. В зависимости от того, насколько давно вы приобрели свой процессор или материнскую плату, будет разниться ваша стандартная частота FSB.

Начиная с первых Athlon у AMD и Intel Pentium на S478, стандартом была 100MHz системная шина. Далее "Атлоны" перешли сначала на 133, затем 166 и в конце концов закончили свою жизнь на 200Mhz шине. Intel тоже не спала и постепенно увеличивала частоты: 133, затем сразу 200, теперь уже 266, и даже 333MHz (1333Mhz в пересчете QDR).

То есть, имея современную материнскую плату с хорошим потенциалом к увеличению частоты тактового генератора (собственно этот кварц, управляющий частотой FSB, также может обозначаться как PLL), все становится предельно просто - это увеличение самой частоты. До каких пределов и как собственно ее изменять, мы поговорим чуть позже.

Надеемся, вы не забыли что такое FSB? Нет, имеются ввиду не мегагерцы, на которых она работает, а непосредственное значение. FSB - это системная шина, связывающая процессор с другими устройствами в системе. Но в тоже время она является основой для формирования частоты других шин, таких как AGP, PCI, S-ATA ,а также оперативной памяти. И что же это значит? А значит это то, что при повышении оной мы будем автоматически повышать частоты AGP, PCI, S-ATA и "оперативки". И если повышение последней в разумных пределах только нам на руку (в настоящее время исключительно материнские платы на основе чипсета NVIDIA nForce4 SLI Intel Edition умеют разгонять процессор независимо от памяти), то вот S-ATA, PCI и AGP с PCI-E нам разгонять совершенно не нужно. Дело в том, что они довольно-таки чутко воспринимают подобные эксперименты и отвечают нам весьма неприятными последствиями. Номиналы данных шин составляют: PCI - 33.3Mhz, AGP - 66.6Mhz, SATA и PCI-E - 100Mhz. И значительно превышать их крайне не рекомендуется. Нестабильная работа того же S-ATA может привести к потере данных с вашего S-ATA диска!

То есть, это очень значительное ограничение… было. А дело вот в чем: смекнув о пользе такого просчета, некоторые производители чипсетов решили данную проблемку устранить самостоятельно. Началось все с того, что начали применяться специальные делители, автоматически переключающие шины PCI и AGP на номинал при 100, 133, 166…MHz. (и возникали такие интересные ситуации, при которых процессор был стабилен при 166Mhz, изначально работавший на 133, а вот на 165 - ни в какую!), теперь вы понимаете, почему. Но не всех этот урок научил. Далеко за примерами идти не нужно: выпущенный вначале эры Athlon 64 чипсет VIA K8T800. Имея весьма неплохую функциональность и цену, он банально не умеет фиксировать частоты PCI\AGP\S-ATA при повышении HTT. То есть, больше чем 220-230Mhz прироста по тактовому генератору вы не получите. Вот так, грустно господа. Будьте бдительны, не попадитесь на подобный чипсет (хотя он и староват уже малость).

Таким образом, мы ставим точку на этом разделе статьи и переходим к следующему. Немного рассмотрели теоретическую часть, плюс немного нюансов, которые могут попасться на вашем пути. Пора, что ли, приступать уже к делу. Заодно разбираясь по ходу, какие еще палки из колес предстоит вынимать.

Продолжение следует…

Ещё на рассвете эры персональных компьютеров самые требовательные пользователи искали пути увеличения производительности системы.

На самом деле, «оверклокинг» появился даже раньше персональных компьютеров, во времена более простых устройств, но легенды о 8 MHz 8088 процессорах, разогнанных до 12 Mhz, путём простого изменения частоты кристалла, дали толчок этому явлению.
Позже, оверклокеры разделились на два лагеря: большинство, желающее высокой производительности при малом бюджете и меньшинство, в поисках абсолютной мощности - любой ценой.

Прежде, чем мы углубимся в тонкости, новоявленному оверклокеру не помешает кое-что обьяснить.
Что такое оверклокинг?
Каковы риски и выгоды?
Что можно разогнать?

Концепция

Оверклокинг означает увеличение производительности любого компонента, за пределы, заявленные его производителем.
Слово «clock» происходит от «clock crystal» - кристалла кварца, задающего темп, от которого производятся более высокие частоты для работы компонента.

Простейшие устройства работали на частоте этого кристалла.
Таким образом, 8 MHz процессор требовал 8 MHz кристалл.
Оверклокинг ранних процессоров был прост и ограничен одновременно - нужно было всего лишь заменить 8 MHz кристалл на его 12 MHz аналог.

Вследствие развития компьютеров один кристалл уже не мог обеспечивать широкий диапазон частот, требующийся для работы всевозможных шин данных.
В то время как материнские платы могли иметь несколько кристаллов для определённых устройств, требовалась дополнительная интегральная схема для обеспечения более широкого диапазона частот для разнообразных интерфейсов.

Эта схема, более известная как генератор образцовой частоты, создаёт частоты, кратные частоте кристалла.
Генераторы образцовой частоты стали настолько сложными устройствами, что новые материнские платы и некоторые другие компоненты поддерживают изменение частоты с чрезвычайно малым шагом.

Преимуществом генераторов образцовой частоты является то, что они позволяют разгонять компоненты без замены таких частей как кристаллы кварца.
Дальнейшее развитие BIOS и прошивок привело к тому, что в наше время можно менять скорость устройств даже без установки перемычек.

Выгоды и риски

Оверклокинг позволяет компонентам низшей ценовой категории достигать производительности своих более дорогих собратьев или развить модель хорошего качества до уровня, который находится за пределами возможностей лучших моделей.

К примеру, 3.0 GHz Pentium 4 на частоте 3.4 GHz работает приблизительно так же как и более дорогой Pentium 4 3.4 GHz.
Любой, кто разогнал, таким образом, свой процессор, смог заглянуть в будущее Pentium 4!

Основными рисками оверклокинга являются нестабильность и вероятность потери данных. И первого, и второго можно избежать путём обширного тестирования для выявления наивысшей стабильной частоты.
Точнее всех об этом сказал Доктор Thomas Pabst, также известный как Tom, основатель Tom’s Hardware Guide:

«Никто не любит зависаний и сбоев в системе, но в профессиональной бизнес среде, избежание неисправностей является решающим фактором.
То, что Вы увеличиваете вероятность системных сбоев при разгоне процессора, является фактом.
Но это всего лишь вероятность!

Если Вы только что разогнали свою систему и первым делом сели писать докторскую диссертацию, не удивляйтесь, если из-за краха системы Вы потеряете все данные.
После того, как вы разогнали свой компьютер, Вам следует провести жёсткую и всестороннюю проверку системы.
Только после того, как компьютер прошёл все тесты, можно говорить об успешном разгоне и быть уверенным в том, что всё хорошо работает.»

Тест на стойкость Prime95 стал золотым стандартом для тестирования стабильности процессора.

Самым значительным из второстепенных рисков является повреждение компонентов ПК.
Чем выше значения при разгоне, тем выше риск повреждения компонента.
Но оценка степени риска не так прямолинейна, как полагают многие оверклокеры.

Вредоносные факторы приведены ниже, в порядке от менее к более вредному:

Скорость - Интегральные схемы имеют ограниченный жизненный цикл: каждая операция уменьшает жизнь устройства на бесконечно малый срок, но увеличение количества операций в секунду вдвое, укоротит жизнь устройства наполовину.
Только этого негативного воздействия, самого по себе недостаточно для «поломки» компонента до того, как он устареет, но скорость также увеличивает тепловыделение.

Тепло - Интегральные схемы быстрее изнашиваются при высоких температурах.
Тепло, также является врагом стабильности, поэтому для достижения максимальной скорости при стабильной работе, необходимы низкие температуры.

Напряжение - Повышенное напряжение увеличивает силу сигнала, что оказывает огромное влияние на то, как можно разогнать компонент, но повышенное напряжение также изнашивает интегральные схемы.

Поэтому оно и является самой частой причиной сбоев.
Повышенное напряжение увеличивает температуру компонента, делая необходимыми усовершенствования в системе охлаждения.

Старение микросхем вызвано явлением, называемым электромиграция.
Tom’у вновь есть что сказать про это:

«Электромиграция протекает в кремниевой микросхеме Вашего процессора, в зонах, работающих при очень высоких температурах и может причинить ему неисправимый вред.
Перед тем, как начать паниковать, осознайте несколько вещей.

Процессоры созданы для работы при температуре от -25 до 80 градусов Цельсия.
Чтобы Вам было понятней, если температура предмета равна 80 градусам по Цельсию, то никто не может прикасаться к нему дольше 1/10 секунды.
Я никогда не встречал процессор с такой температурой.

Есть масса способов держать температуру корпуса процессора ниже отметки в 50 градусов по Цельсию, что увеличивает вероятность того, что температура внутри него будет ниже 80 градусов.
Также электромиграция не сразу повреждает Ваш процессор.

Это очень медленный процесс, который более или менее укорачивает жизненный цикл процессора, работающего при очень высокой температуре.
Нормальный процессор должен служить около 10 лет.

Тем не менее через 10 лет никто не будет использовать процессоры с сегодняшними технологиями.
Я никогда не буду использовать процессор дольше двух месяцев.

Если Вы хотите освободиться от страха перед электромиграцией, делайте всё возможное для охлаждения процессора.
Охлаждение, это первое средство для оверклокинга!
Никогда не забывайте об этом!»

Драйвер AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.9.2 Optional

Новая версия драйвера AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.9.2 Optional повышает производительность в игре «Borderlands 3» и добавляет поддержку технологии коррекции изображения Radeon Image Sharpening.

Доступность функций и преимуществ технологий Intel® зависит от конфигурации системы, а для их работы может потребоваться оборудование, программное обеспечение или активация сервисов. Значения производительности могут изменяться в зависимости от конфигурации системы. Проконсультируйтесь с производителем или продавцом системы. Подробная информация также представлена на веб-сайте .

Программное обеспечение и рабочие задачи, используемые в тестах оценки производительности, оптимизированы для обеспечения высокой производительности только с микропроцессорами Intel®. Тесты производительности, такие как SYSmark* и MobileMark*, проводятся для конкретных конфигураций вычислительных систем, компонентов, программного обеспечения, операций и функций. Любые изменения этих параметров могут привести к изменению конечных результатов. При принятии решения о покупке следует обращаться к другим источникам информации и данным тестирования производительности, в том числе к информации о производительности данного продукта в сочетании с другими продуктами. Дополнительная информация представлена на веб-сайте .

Изменение тактовой частоты или напряжения может привести к повреждениям или сократить срок службы процессора и других системных компонентов, а также может привести к ухудшению стабильности и производительности системы. В случае изменения спецификаций процессора продукция может не подлежать гарантийному обслуживанию. За дополнительной информацией обращайтесь к производителям системы и компонентов.

План защиты при настройке производительности, разработанный Intel, допускает однократную замену соответствующего процессора в штучной упаковке в дополнение к стандартной трехлетней гарантии.